Потрясающие истории

От любви до ненависти. За что Мария-Антуанетта лишилась головы

Чем провинилась королева Мария-Антуанетта перед французским народом? В основном тем, что была иностранкой, хотела жить весело и беззаботно, иметь много красивых нарядов и украшений. Но ведь она родилась принцессой и просто не умела жить по-другому.

Самая красивая среди своих сестёр, Мария-Антония была также самым резвым и проказливым ребёнком. Несмотря на строгость этикета и суровые нравы двора, императрица Мария-Терезия до поры до времени смотрела сквозь пальцы на нежелание дочери следовать образовательной программе, разработанной самой императрицей и включающей в себя уроки истории, правописания, математику, иностранные языки и азы управления государством. Мария-Антония куда охотнее уделяла время играм и забавам, чем читала и занималась рукоделием. Даже уроки танцев и музыки не особенно увлекали её. Современники отмечали, что к двенадцати годам принцесса едва умела писать по-немецки, не говоря о других языках, не прочла ни одной книги, избегала сколь-нибудь серьёзных разговоров. Её наставник аббат Вермон, однако, отмечал, что интеллект Марии-Антонии довольно высок, но она не хочет его развивать, ограничиваясь поверхностными знаниями. Вольготная жизнь для принцессы закончилась в тот момент, когда императорские дома Австрии и Франции решили укрепить союз между государствами за счёт брака наследника французского престола с принцессой из дома Габсбургов.

«Завоевать любовь целой нации»


В 1769 году Мария-Терезия наконец получила официальное предложение о браке своей младшей дочери с французским дофином, и с этой минуты жизнь Марии-Антонии резко изменилась. Были наняты многочисленные учителя, в задачу которых входило в кратчайший срок обучить принцессу танцам, французскому языку и этикету — словом, всему тому, что поможет юной Марии-Антонии исполнять обязанности будущей королевы Франции. Принцессе больше не дозволялось проводить время в играх и забавах, у неё вообще не осталось ни минуты свободного времени. Отныне она спала в комнате своей матери для того, чтобы никакая случайность или злой навет не помешали осуществлению грандиозных планов — принцесса должна была быть образцом чистоты и целомудрия.

И вот в апреле 1770 года Мария-Антония покидает Вену и отправляется с эскортом в сторону французской границы. На самой границе был установлен большой шатёр, вход в который располагался на земле Австрии, выход — уже на французской территории. В шатре принцессу поджидали представители самых знатных семейств Франции. При входе в шатёр принцесса попрощалась со своими спутниками-австрийцами. Её полностью раздели, переодев во всё французское, отобрали даже любимую собачку — таков был порядок. Ничего не должно было в новом облике будущей дофины напоминать о её прежней жизни, о юной принцессе Марии-Антонии Габсбург-Лотарингской. Из шатра вышла одетая по последней французской моде молодая дофина Мария-Антуанетта. Полная надежд на счастливое будущее.
«Моя дорогая мама, во вторник был праздник, который я никогда не забуду. Мы торжественно въехали в Париж. Что касается почестей, то мы получили все почести, которые только можно представить, но не они тронули меня более всего. То, что действительно впечатляло, были бедняки, которые так ревностно выражали свою радость, несмотря на душащие их налоги… Я не могу описать тебе, моя дорогая мама, ту привязанность и радость, которую каждый проявлял к нам. Уходя, мы позволили людям из толпы поцеловать нам руки, что доставило им огромное удовольствие. Какое счастье, что персоны нашего ранга могут с такой лёгкостью завоевать любовь целой нации. Я ценю эту любовь и никогда не забуду её».
(Из письма Марии-Антуанетты матери, императрице Марии-Терезии, от 14 июня 1770 года)

Франция 1770 года

Дофин Франции, пятнадцатилетний Людовик, был не слишком привлекателен внешне — толст и прыщав. Но нрав имел добродушный и покладистый, в разгульной версальской жизни не участвовал и даже осуждал её, любил физический труд и охоту, интересовался слесарным мастерством и механикой. Людовик искренне надеялся, что, когда придёт его пора вступать на престол, он сможет провести массу полезных реформ и помочь своему народу вылезти из нищеты. Однако пока на престоле был его дед, Людовик XV, а в Версале царствовала королевская фаворитка мадам Дюбарри, заступившая на место прежней пассии короля, маркизы де Помпадур. Обе фаворитки были дамами крайне расточительными, как, впрочем, и большинство представителей дворянского сословья. Наряды и украшения стоили баснословных денег, когда-то внушительная казна пустела с невероятной быстротой.
Единственным способом хоть как-то улучшить финансовое положение было увеличение налогов, которые и так были уже практически неподъёмными для простого народа. Ведь платили налоги лишь низшие сословия, дворянство и духовенство были от них освобождены. Таким образом, пропасть между дворянством и народом росла, в стране просто стало не хватать хлеба, народный гнев усиливался с каждым днём.
Вот в такое непростое время Мария-Антуанетта и прибыла ко французскому двору. Народ, зная о характере и чаяниях дофина Людовика, встречал её с искренней радостью — ведь молодая чета действительно могла помочь своему народу, заняв рано или поздно королевский трон.
Мария-Антуанетта, по своей природе добрая и великодушная, но совершенно неопытная в государственных делах, даже не подозревала о том, в каких условиях живёт простой народ Франции. Ей, выросшей в роскоши австрийского двора, было совершенно невдомёк, что на свете существуют голод и нищета. Конечно, она слышала эти слова, но вряд ли соотносила их с теми людьми, которые так радостно встречали её на улицах Парижа и приветливо махали платками и цветами. Мария-Антуанетта была счастлива, впереди её ожидала роскошная жизнь, полная радости, веселья и любви. Она хорошо относилась к своему неказистому доброму мужу, правящий король Людовик XV был вполне благосклонен и дружелюбен, так чего ей было ещё желать?

Первые шаги при французском дворе

Единственным тёмным пятном на фоне пасторальной картины её жизни была фаворитка короля, мадам Дюбарри. Бывшая модистка и проститутка, невесть каким случаем попавшая в королевские любовницы, теперь всем распоряжалась в Версале, как у себя дома. Дочери Габсбургов была невыносима сама мысль об этом, а уж разговаривать с Дюбарри Мария-Антуанетта не желала вовсе, нарушая законы придворного этикета.
На праздниках и приёмах дофина демонстративно делала вид, что в упор не видит фаворитки. Короля сначала это забавляло, но потом бесконечные жалобы Дюбарри сделали своё дело, и монарх начал выражать жене внука своё недовольство. Однако Мария-Антуанетта не желала сдаваться, и в Версале стало попахивать расколом дворянства и войной, ведь обе женщины имели своих приверженцев.
Императрица Мария-Терезия, мать дофины, слала дочери бесконечные письма с просьбой образумиться и хотя бы поговорить с Дюбарри, ведь положение самой Марии-Антуанетты было довольно хрупким, пока на свет не появится наследник престола. «Пока не родишь, не смей показывать свой нрав», — писала Мария-Терезия. И принцесса уступила. Как-то на приёме она, проходя мимо Дюбарри, проронила одну-единственную фразу: «Не правда ли, в Версале сегодня чересчур многолюдно». И это было всё. Но и Дюбарри, и король были этим вполне удовлетворены. Сохранились свидетельства о том, что эта фраза так и осталась единственной. Больше никогда Мария-Антуанетта не разговаривала с фавориткой Людовика XV.
Из этого эпизода становится понятно, что дофина имела гордый и упрямый нрав. Она не желала мириться с устоями французского двора. Её раздражало то, что на утреннем одевании в её спальне собирается вся женская половина Версаля и за привилегию надеть на неё сорочку идёт настоящая битва. Её нервировало, что она не может сама выбрать себе наряд, что каждый день её одевают, как куклу, что вокруг толпится несчётное количество придворных и нет возможности уединиться. Она изо всех сил противится версальским правилам, чем настраивает против себя большинство придворных, приближает людей, часто незнатного происхождения, но интересных и способных её развлечь, отказывается от скуки дворцовых церемоний. И тратит, тратит деньги без счёта.

Королева Франции

В 1774 году умирает от оспы Людовик XV. Муж Марии-Антуанетты становится королём Людовиком XVI под одобрительные крики французского народа. Отныне королева — полноправная и единоличная хозяйка в Версале, и она тут же освобождается от назойливой опеки придворных дам, рушит все устои дворцовой жизни, заводит свои порядки, становится законодательницей новых мод.
Одно омрачает беззаботное существование — её брак до сих пор не консумирован. Король Людовик, и без того не обладающий пылким характером, страдал ещё и от фимоза. Эта болезнь не позволяла ему стать настоящим мужем принцессы, к которой он был искренне привязан. Мало кто знал об этой его проблеме, и все недоумевали, почему же Мария-Антуанетта до сих пор не зачала наследника. Все, и друзья, и враги, были уверены, что проблема именно в королеве. Шуточки и памфлеты, модные в то время, не таясь, ходили по Парижу. В них королева обвинялась во фригидности и холодности, неумении разжечь страсть в короле. Слухи эти дошли и до Австрии. Мария-Терезия пишет дочери грозные письма с настойчивыми требованиями любыми способами очаровать, увлечь короля, ибо без наследника будущее Марии-Антуанетты очень ненадёжно. Но королева и сама не понимала, в чём же проблема, почему муж, ложащийся с ней в одну постель, до сих пор не сделал её своей настоящей женой. Она ведь делала для этого всё возможное! Наконец Людовик согласился на осмотр врача. Врач порекомендовал небольшую операцию, и через какое-то время брак наконец осуществился спустя почти семь лет после свадьбы. А вскорости королева забеременела.
К разочарованию народа Франции, родилась девочка, Мария Тереза Шарлотта. Только король был доволен и сиял от гордости. В благодарность он подарил супруге Малый Трианон — небольшой дворец неподалёку от Версаля. Королева практически переселилась туда, окружив себя любимцами. Балы следовали за праздниками и маскарадами, шампанское лилось рекой, деньги тратились без счёта. Король увеличил содержание супруги, но этого всё равно не хватало. Например, за одну ночь сжигалось несколько тысяч восковых свечей, тогда как стоимость одной свечи равнялась заработку простого рабочего за неделю.
Неизвестно, были ли у Марии-Антуанетты любовники, точных свидетельств об этом не осталось. Её фаворитом долгие годы считался граф Ферзен, шведский дипломат, а любимой подругой до конца жизни оставалась графиня де Полиньяк — дворянка невысокого происхождения, но горячо любимая королевой за весёлый нрав и уменье развлекаться самой и развлечь Марию-Антуанетту.
Вот так, в обществе друзей и фаворитов, проходили дни королевы. Король почти не посещал Трианон. Он был склонен к спокойной размеренной жизни и режиму, а у его супруги с утра и до утра слышались музыка и смех. Также Мария-Антуанетта ввела моду на карточную игру и за ночь проигрывала огромные суммы. Король смотрел сквозь пальцы на «шалости» любимой супруги — они друг другу не мешали жить, и все были довольны.

На краю

В 1781 году у королевской четы наконец-то появился долгожданный наследник престола, Луи-Жозеф, а в 1785 году — его брат, Луи-Шарль. Годом позже родилась самая младшая девочка, София, но она не прожила и года и умерла от туберкулёза, к большому горю своих родителей.
Мария-Антуанетта остепенилась, стала больше уделять внимания мужу и детям, одеваться скромнее, тратить меньше денег на драгоценности. Однако репутация её в народе была сильно подорвана прошлой разгульной жизнью, а также историей, называемой «делом об ожерелье королевы», в которой Мария-Антуанетта стала лишь жертвой обстоятельств. Но народ, доведённый нищетой и голодом до отчаяния, этой истории ей не забыл и не простил.
«Дело» состояло в том, что у королевских ювелиров после смерти Людовика XV на руках осталось ожерелье, предназначенное когда-то для мадам Дюбарри. Ювелиры предложили королеве приобрести ожерелье. Королева, поколебавшись, отказалась. Она уже начинала понимать, как живёт французский народ и каково состояние казны.
Об этом деле прознала мошенница и авантюристка графиня де Ламотт, мечтающая за счёт ожерелья поправить свои финансовые дела. Она отправилась к кардиналу де Рогану, давно мечтавшему попасть в круг друзей Марии-Антуанетты, и передала якобы просьбу королевы взять для неё у ювелиров это ожерелье, а потом встретиться ночью в саду для передачи его с рук на руки. На роль королевы графиня нашла какую-то безвестную модистку, фигурой и волосами напоминавшую Марию-Антуанетту, и кардинал, передавая футляр с украшением, был уверен, что под густой вуалью скрывается именно королева. Когда же ювелир пришёл к настоящей Марии-Антуанетте за деньгами, то был весьма обескуражен полным непониманием королевой происходящего. Она, естественно, уверяла, что никакого ожерелья и в глаза не видела и не просила ни о чём кардинала Рогана.
На суде быстро стало очевидным, что это была крупная авантюра мадам де Ламотт. Её поймали, высекли на площади кнутом, заклеймили и посадили в Бастилию, откуда она сбежала, уехала за границу и принялась строчить мемуары, в которых рассказывала о королеве ужасные вещи. Что в них было правдой, а что нет — неизвестно, но негативно настроенный по отношению к королеве народ Франции принял всё за чистую монету. Тем более что ещё во время суда по делу с ожерельем судьи особенно напирали на то, что если кардинал Роган вообще допускал мысль, что королева может покупать в тайне от мужа ожерелье, а потом встречаться с ним ночью в саду — то дело тут нечисто и, значит, она способна на всё. Народ же вообще решил, что королева взяла колье, а платить отказалась.
Между тем дела в королевстве шли плохо. Король совершал ошибку за ошибкой, слушая советы своих министров и жены и меняя решения чуть ли не каждый день. Слабовольный и нерешительный, не слишком разбираясь в политике, он понятия не имел, каким путём следовать дальше. Так, например, Франция, вконец опустошённая и практически разорённая, взялась помогать Америке в борьбе за независимость. Это породило новые налоги, ложащиеся на плечи простого люда, и так доведённого до отчаяния.
Людовик XVI даёт инструкции Лаперузу 29 мая 1785 года. Репродукция с картины
Народ же во всём винил именно Марию-Антуанетту, считая, что это она, иностранка, внушает королю подобные идеи. В Париже открыто распевали глумливые песни, порочащие королеву, печатались всё новые памфлеты, называющие королеву шлюхой и приписывающие ей все смертные грехи. Таким же образом широко разошлась фраза, приписываемая Марии-Антуанетте: «Ах, у них нет хлеба? Пусть едят пирожные!». На самом деле ничего подобного королева, скорее всего, не говорила, ибо никогда не была настолько глупой, чтобы произнести подобное даже в шутку.
В 1789 году разразилась Французская революция. Толпы парижан, вооружившись вилами и кольями, отправились ко дворцу требовать крови королевы. Мария-Антуанетта встретила их с гордо поднятой головой. Королевскую семью перевезли под домашний арест в замок Тюильри, где, впрочем, особенных ограничений для них не было, можно было довольно свободно передвигаться и вести переписку. Видя безволие мужа, Мария-Антуанетта сама разрабатывает план побега. Она хочет добраться до родной Вены и вернуться в Париж вместе с австрийскими войсками для подавления бунта. Осуществить её план помогает её бывший фаворит, граф Ферзен. Он умоляет королеву разделить семью и вывозить всех из Франции по одиночке. Но Мария-Антуанетта непреклонна — семья должна ехать вместе. В одной из деревень их узнали, арестовали и отправили с конвоем обратно в Париж.

Печальный конец того, что так хорошо начиналось

Семья вновь живёт в Тюильри, правда, под более жёстким наблюдением. Король Людовик совсем впал в апатию, поэтому Мария-Антуанетта берёт инициативу в свои руки. В тайной переписке она просит Австрию о помощи. Началась война между Австрией и Францией, но она никак не облегчила участь королевской семьи. Наоборот, королеву обвиняют в сговоре с врагом и короля, королеву и их детей заключают в тюрьму Темпль. Власть перешла к Конвенту, монархия пала.
Нападение черни на Тюильри и арест. Репродукция с картины

В тюрьме с особыми пленниками обращаются неплохо, им даже позволяют жить вместе. В декабре 1792 года начался суд над королём. Его обвиняли в заговоре против свободны нации, в покушении на безопасность государства. Король своей вины не признал, но тем не менее с перевесом всего в один голос был приговорён Конвентом к смертной казни.
21 января 1793 года король, попрощавшись с рыдающей Марией-Антуанеттой и детьми, отправился на эшафот. Держался он с поистине королевским достоинством. Последними его словами были: «Я невиновен в преступлениях, в которых меня обвиняют. Пусть Господь простит моих убийц».
В августе того же года Марию-Антуанетту разлучили с детьми и перевели в другую тюрьму в надежде на то, что Австрия приступит к переговорам об окончании войны. Но австрийцев, похоже, больше не интересовала участь их бывшей принцессы. В тюрьме на острове Сите опальная королева содержалась в спартанских условиях: кровать без белья, грубо сколоченный стол, два табурета. Мария-Антуанетта не снимала больше траур — чёрное платье было на ней до последнего дня. Больше всего она страдала от разлуки с детьми — дочерью и младшим сыном Луи-Шарлем. Старший её сын, наследник престола Луи-Жозеф, умер ещё до революции от тифа.
Надо сказать, что приверженцы монархии, роялисты, не сидели сложа руки. Они готовили побег королевы, который, несомненно, удался бы, если бы её не выдал один из жандармов, к которому Мария-Антуанетта обратилась с просьбой передать записку. После этого инцидента её перевели в другую камеру и ужесточили условия содержания.
В октябре 1793 года начался суд над королевой. Её обвиняли в измене Франции и сговоре с врагом, в расточительстве и разврате, а также в инцесте. Королеве припомнили всё. На суде выступили многочисленные свидетели, которые в большинстве своём были лжесвидетелями. Но тем не менее королеву так же, как и её мужа, приговорили к смерти через отсечение головы.
На следующий же день, 16 октября, в 4 часа утра Марии-Антуанетте зачитали приговор, палач подстриг ей волосы и надел кандалы на отведённые за спину руки. В открытой повозке её повезли к месту казни, и тот же народ, что 23 года назад встречал её радостными криками и цветами, теперь плевал в её сторону и бросал камни. Около полудня бывшая королева Франции Мария-Антуанетта взошла на эшафот. Она случайно наступила на ногу палачу, и последними её словами были: «Простите, месье, я не нарочно». Через несколько секунд белокурая голова скатилась к ногам беснующейся толпы.
Её останки бросили в общую яму, в которой хоронили казнённых преступников. Так закончилась история женщины, которая фактически была виновата лишь в том, что крайне неудачно вышла замуж.
Надгробный памятник Людовику XVI и Марии-Антуанетте в королевской усыпальнице Сен-Дени









  

Патриот, пострадавший от Дюма. Настоящая история кардинала Ришелье

13 августа 1624 года первым министром Франции стал Арман Жан дю Плесси, герцог де Ришелье.
Кардинал Ришелье. Портрет работы Филиппа де Шампеня 1640 года

«Клон», придуманный писателем

Знаменитая трилогия писателя Александра Дюма о мушкетёрах раз и навсегда изменила представление людей о Франции XVII века. Подлинная картина событий остаётся в тени описания, данного успешным литератором.
Среди исторических личностей, «пострадавших» от Дюма, особое место занимает кардинал Ришелье. Мрачная личность, плетущая интриги, окружённая злобными подручными, имеющая под своим началом целое подразделение головорезов, только и думающих как досадить мушкетёрам, — портрет, написанный Дюма, не вызывает особых симпатий.
Реальный Ришелье от своего литературного «двойника» отличается весьма серьёзно. При этом настоящая история его жизни не менее интересна, чем вымышленная.

Крестник двух маршалов

Арман Жан дю Плесси, герцог де Ришелье, родился 9 сентября 1585 года в Париже. Его отцом был Франсуа дю Плесси де Ришелье, видный государственный деятель, служивший королям Генриху III и Генриху IV. Если отец Армана принадлежал к высокородным дворянам, то мать его была дочерью адвоката, и такой брак среди высшего сословия не приветствовался.
Положение Франсуа дю Плесси де Ришелье, однако, позволяло ему не обращать внимания на подобные предрассудки — милость короля служила хорошей защитой.
Арман родился слабым и болезненным, и родители всерьёз опасались за его жизнь. Мальчика крестили лишь через полгода после рождения, зато в крёстных у него оказались сразу два маршала Франции — Арман де Гонто-Бирон и Жан д’Омон.
В 1590 году отец Армана скоропостижно скончался от лихорадки в возрасте 42 лет. Вдове от мужа досталось лишь доброе имя и куча неоплаченных долгов. У семьи, проживавшей в то время в родовом поместье Ришелье в Пуату, начались финансовые проблемы. Могло быть и хуже, но король Генрих IV оплатил долги своего умершего приближённого.

Сутана вместо шпаги

Спустя несколько лет Армана отправляют учиться в Париж — его принимают в престижный Наваррский колледж, где учились даже будущие короли. Успешно окончив его, юноша, по решению семьи, поступает в военную академию.
Но внезапно всё кардинально меняется. Единственным источником дохода семьи Ришелье является должность епископа Люсона, которая была пожалована королём Генрихом III. После смерти родственника Арман оказался единственным мужчиной в семье, который мог бы стать епископом и обеспечить сохранение финансового дохода.
17-летний Ришелье к столь резкой перемене в судьбе отнёсся философски и принялся за изучение теологии.
17 апреля 1607 года он был возведён в сан епископа Люсонского. Учитывая молодость кандидата, за него перед Папой Римским ходатайствовал лично король Генрих IV. Всё это породило немало сплетен, на которые молодой епископ не обращал внимания.
Получив осенью 1607 года в Сорбонне степень доктора философии по богословию, Ришелье вступил в обязанности епископа. Люсонское епископство было одним из самых бедных во Франции, но при Ришелье всё стремительно стало преображаться. Был восстановлен кафедральный собор Люсона, отреставрирована резиденция епископа, сам Ришелье заслужил уважение паствы.

Депутат Ришелье

Одновременно епископ написал несколько работ по теологии, часть которых была обращена к богословам, а часть — к простым прихожанам. В последних Ришелье пытался доступным языком объяснить народу суть христианского учения.

Первым шагом в политическую жизнь для епископа стало избрание депутатом от духовенства для участия в Генеральных штатах 1614 года. Генеральные штаты являлись высшим сословно-представительским органом Франции с правом совещательного голоса при короле.
Генеральные штаты 1614 года стали последними до начала Великой французской революции, так что Ришелье удалось поучаствовать в уникальном событии.
В том, что Генеральные штаты не будут созываться следующие 175 лет, есть и заслуга Ришелье. Епископ, поучаствовав в заседаниях, пришёл к выводу, что всё сводится к пустой говорильне, не связанной с решением стоящих перед Францией сложных задач.
Ришелье был сторонником сильной королевской власти, полагая, что только она обеспечит Франции экономический рост, укрепление военной мощи и авторитета в мире.

Духовник принцессы Анны

Реальная ситуация была очень далека от той, которая представлялась правильной епископу. Король Людовик XIII был практически отстранён от управления, а власть принадлежала его матери Марии Медичи и её фавориту Кончино Кончини. Экономика была в кризисе, государственное управление пришло в упадок. Мария Медичи готовила союз с Испанией, залогом которого должны были стать две свадьбы — испанского наследника и французской принцессы Елизаветы, а также Людовика XIII и испанской принцессы Анны.
Данный союз для Франции был невыгоден, ибо ставил страну в зависимость от Испании. Однако повлиять на политику государства епископ Ришелье в ту пору не мог.
Неожиданно для самого себя Ришелье оказался в числе приближённых Марии Медичи. Вдовствующая королева обратила внимание на ораторские способности епископа во время Генеральных штатов и назначила его духовником принцессы, будущей королевы Анны Австрийской.







Никакой любовной страстью к Анне, на которую намекал Дюма, Ришелье на самом деле не воспылал. Во-первых, епископ не питал симпатий к испанке, ибо она была представительницей государства, которое он считал враждебным. Во-вторых, Ришелье было уже около 30 лет, а Анне — 15, и их жизненные интересы лежали очень далеко друг от друга.

От опалы до милости

Заговоры и перевороты в ту пору во Франции были обычным делом. В 1617 году во главе очередного заговора встал… Людовик XIII. Решивший освободиться от опеки матери, он совершил переворот, в результате которого Кончино Кончини был убит, а Мария Медичи отправлена в ссылку. Вместе с ней сослали и Ришелье, которого молодой король посчитал «человеком матери».
В ссылке Ришелье начал писать новую книгу, на сей раз о государственном управлении. Произведение «Политическое завещание» стало одной из самых известных работ Ришелье.
Окончание опалы, как и её начало, для Ришелье оказалось связано с Марией Медичи. Людовик XIII вызвал епископа в Париж. Король был растерян — ему сообщили, что мать готовит новый мятеж, намереваясь свергнуть сына. Ришелье было поручено отправиться к Марии Медичи и добиться примирения.
Задача казалась невыполнимой, но Ришелье справился. С этого момента он стал одним из самых доверенных лиц Людовика XIII.
Людовик XIII с Ришелье. 

В 1622 году Ришелье возведён в сан кардинала. С этого момента он занимает прочное место при дворе.
Людовик XIII, добившийся полноты власти, не мог добиться улучшения положения страны. Ему нужен был надёжный, умный, решительный человек, готовый принять на себя весь груз проблем. Король остановился на Ришелье.

Первый министр запрещает поножовщину

13 августа 1624 года Арман де Ришелье стал первым министром Людовика XIII, то есть фактическим главой правительства Франции.
Главной заботой Ришелье стало укрепление королевской власти, подавление сепаратизма, подчинение французской аристократии, пользовавшейся, с точки зрения кардинала, совершенно чрезмерными привилегиями.
Эдикт 1626 года, запрещавший дуэли, с лёгкой руки Дюма воспринимается как попытка Ришелье лишить благородных людей возможности защитить честь в честном поединке.
Но кардинал считал дуэли самой настоящей уличной поножовщиной, уносящей сотни дворянских жизней, лишающей армию лучших бойцов. Надо ли было положить конец подобному явлению? Безусловно.
Благодаря книге Дюма, осада Ла-Рошели воспринимается как религиозная война против гугенотов. Так же её воспринимали и многие современники. Однако Ришелье смотрел на неё иначе. Он боролся с обособленностью территорий, требуя от них безусловного подчинения королю. Именно поэтому после капитуляции Ла-Рошели многие гугеноты получили прощение и не подверглись гонениям.
Католический кардинал Ришелье, значительно опередив своё время, противопоставлял религиозным противоречиям национальное единство, заявляя, что главное не в том, католик ли человек или гугенот, главное, что он француз.

Торговля, флот и пропаганда

Ришелье, дабы искоренить сепаратизм, добился утверждения эдикта, по которому мятежным аристократам и многим дворянам внутренних территорий Франции предписывалось срыть укрепления своих замков, дабы пресечь в дальнейшем превращение этих замков в оплоты оппозиции.
Кардинал также ввёл систему интендантов — чиновников на местах, присылаемых из центра по воле короля. Интенданты, в отличие от местных чиновников, купивших свои должности, могли в любой момент быть уволенными королём. Это позволило создать эффективную систему управления провинциями.
При Ришелье французский флот вырос с 10 галер на Средиземном море до трёх полноценных эскадр в Атлантике и одной — в Средиземном море. Кардинал активно способствовал развитию торговли, заключив 74 торговых договора с разными странами. Именно при Ришелье началось освоение Французской Канады.
В 1635 году Ришелье основал Французскую академию и назначил пенсию самым выдающимся и талантливым художникам, писателям, архитекторам. При поддержке первого министра Людовика XIII в стране появилось первое периодическое издание «Газет». Ришелье первым во Франции понял важность государственной пропаганды, сделав «Газет» рупором своей политики. Иногда кардинал публиковал в издании и собственные заметки.

Гвардейцев финансировал сам кардинал

Политическая линия Ришелье не могла не вызвать гнев привыкшей к вольности французской аристократии. По старой традиции, было организовано несколько заговоров и попыток покушений на кардинала. После одного из них, по настоянию короля, Ришелье обзавёлся личной охраной, которая со временем разрослась до целого полка, который теперь всем известен как «гвардейцы кардинала». Интересно, что жалование гвардейцам Ришелье платил из собственных средств, благодаря чему его солдаты всегда получали деньги в срок, в отличие от более популярных мушкетёров, страдавших от задержек зарплаты.
Гвардия кардинала участвовала и в военных действиях, где показала себя очень достойно.
За время нахождения кардинала Ришелье на посту первого министра Франция превратилась из страны, которую соседи не воспринимали всерьёз, в государство, решительно вступившее в Тридцатилетнюю войну и смело бросившее вызов габсбургским династиям Испании и Австрии.
Но все реальные дела этого настоящего патриота Франции затмили приключения, придуманные два века спустя Александром Дюма.




Легенды Омска: кинотеатр «Гигант», пропавшие дети и вампир



История о кинотеатре «Гигант», который был построен в Омске в 1910 году купцом Минеем Мариупольским, – это самая настоящая городская легенда, которых в Омске не так уж и много.
На набережной Омки, где сейчас находится Воскресенский сквер, в 1910 году открылся современнейший, по тем временам, кинотеатр. Дела у купца Мариупольского пошли не важно, и вскоре он продал кинотеатр другому купцу – Колтуну, который смог наладить дело. Он пригласил озвучивать немые фильмы лучших омских музыкантов, установил расписание.
Вообще, репертуар кинотеатров начала века был не слишком разнообразен. Обычно показывали комедии, драмы и кинохронику – что-то вроде новостей. Такие картины, как «Курортная жизнь», «Моя теща на аэроплане» и «Мордашкин любуется аэропланом» были основой программ кинотеатров того времени. Часто такой подбор кинолент критиковали в омских газетах за непритязательность и ориентацию на низменные вкусы. Так в газете Омский телеграф за 26 августа 1910 г., сообщается: «Обыкновенно синематографы загромождаются мусором, от которого в голове зрителей даже путаются мозги. В самом деле, вот вам примерная (обыкновенно, «грандиозная», «небывалая» и проч.) программа: «Река Арно и её берега», «Смерть Камбиза», «Железная дорога в Альпах», «Дурашкин женится» и т. п. При таком репертуаре, наряду с надписями на дверях «Берегите ваши карманы», следовало бы добавить «и рассудок»!
Подобное счастье его длилось не долго, так как победившие вскоре большевики быстро национализировали кинотеатр. «Гигант» стал показывать пропагандистские фильмы и стал типичным провинциальным кинотеатром. Разве что по тем временам он был действительно большим. Так кинотеатр проработал до войны. А когда в 1946 году жизнь стала возвращаться в обычное русло, в городе стали происходить странные события.
Стоит сказать, что в послевоенные годы на омских улицах по объективным причинам всё чаще можно было встретить беспризорников. Оставшись без отцов, дети шатались группами по улицам и пытались как-нибудь выжить. Уже порядком истрепавшийся «Гигант» продолжал свою работу. Были как взрослые сеансы, так и детские утренние. За 10 копеек можно было попасть на первый ряд, лучшие места стоили 30 копеек. Кино было одним из самых занимательных развлечений для всех детей и не удивительно, что залы были заполнены практически всегда, и когда по городу пошли слухи о том, что в кинотеатре пропали уже несколько детей, никто не принял это всерьёз.
Пока трагедия не коснулась семьи начальника завода. Женщина, которую все называли «генеральша» отпустила своего сына на утренний сеанс в «Гигант», и договорилась с ним, что встретит его на выходе. В назначенное время она не смогла обнаружить своего ребенка в толпе выбегающих из кинотеатра детей. «Генеральша» пошла разбираться с управляющим, но он не смог ей ничем помочь. Тогда женщина обратилась в милицию, и тут сыграл свою роль её высокий социальный статус. Если на подобные обращения от простых граждан милиция реагировала очень вяло (высокий уровень беспризорности, связался с кем-то, убежал, вернётся), то на заявление «генеральши» не отреагировать было нельзя. Первый же обыск в кинотеатре поверг в шок. На чердаке «Гиганта» были обнаружены 13 трупов детей, которые были развешаны по стенам. Среди них нашёлся и сын генеральши.
Дальнейшие события описываются историками и современниками по-разному. Одну из версий рассказал председатель общества коренных омичей Владимир Селюк:«Люди в Омске разные были: много приезжих, люмпены-пролетарии. Многие из них были бывшими уголовниками. Подобные элементы сколотили банду из беспризорников. И вот они и заманивали под любыми предлогами детей на чердак после сеанса и раздевали их, убивали-то из-за одежды – с мануфактурой тогда туго было. Когда все раскрылось, то выяснили, что таким образом на чердаке убиты несколько человек. Всю банду поймали, судили. Даже известный адвокат Пучеровский отказался их защищать. Десятерых членов банды приговорили к смертной казни. Девять из них попросили о помиловании и, так как в 1947 году ввели мораторий на смертную казнь, им заменили приговор на 25 лет тюрьмы».
Писатель Александр Распопин называет и имя главаря банды – Пелагея Беляева. Именно под её руководством беспризорники охотились за одеждой посетителей детских сеансов в «Гиганте». Некоторые из малолетних участников банды после освобождения из лагерей уехали из Омска, но позже вернулись, и может быть дожили до наших дней. А, возможно, и участвуют в различного рода выборах.
Расходятся мнения и о дальнейшей судьбе кинотеатра. В своей монографии «Повседневная жизнь Омска в годы «послевоенного сталинизма» Сергей Сизов указывает, что кинотеатр позднее был вновь открыт и существовал до 1952 г., когда его снесли после пожара. Эту версию подтверждают и другие источники, однако есть мнение, что пожар был сразу после обнаружения убитых детей. И на то есть причины. Существует и вторая, на наш взгляд куда более правдоподобная, версия.
Все найденные тела были полностью обескровлены, вокруг стояли банки и бутылки. После тщательного исследования чердака милиционеры пришли к выводу, что в Омске завелся маньяк, пьющий кровь детей. Чтобы не вызвать панику, официальная версия звучала примерно так: «В Омске орудует серийный убийца-маньяк, который имитирует поведение персонажей, таких как вампир, вурдалак или упырь, из мифологии различных культур». Но слухи распространяются по своим законам, и уже через несколько дней все в городе знали, что в кинотеатре живет вампир.
Горожане, видимо, не желали мириться с подобным соседством, и вскоре огромная толпа двинулась к «Гиганту». Пока милиция разбиралась, настоящий вампир или нет, люди сожгли кинотеатр и успокоились.




Комментариев нет:

Отправить комментарий